Article content
Работа над модулем началась по инициативе заказчиков из Республики Коми после утверждения регионального Постановления Правительства № 669 от 29.12.2021 г. «Об утверждении Положения по учету объектов незавершенного строительства (ОНС), находящихся в государственной собственности» (Положение по учету ОНС).
Какие объекты строительства относятся к ОНС?
Объектами незавершённого строительства или в просторечии «недостроями», согласно п. 10 ст 1 ГрК РФ, являются объекты капитального строительства (здания, строения, сооружения и иные объекты), строительство которых не завершено. Это те объекты, на которые было получено «Разрешение на строительство», но не выдано «Разрешение на ввод в эксплуатацию» (ст. 55 ГрК РФ), то есть они не могут быть использованы по назначению, для которого создаются, и их окончательная стоимость не сформирована.
Согласно п. 38 Постановления Пленума Верховного суда № 25 от 23 июня 2015 г., к ОНС могут быть отнесены только те объекты, строительство которых не завершено и на земельном участке, как минимум, полностью завершены работы по сооружению фундамента или аналогичные им работы.
ОНС, строительство или реконструкция которых осуществляется полностью или частично за счёт бюджетных средств, могут быть признаны таковыми на основании требований ст. 55.34 ГрК РФ. Например, если срок действия «Разрешения на строительство» истек или со дня отказа в выдаче «Разрешения на ввод объекта капитального строительства» в эксплуатацию прошло более двенадцати месяцев.
Почему возникла необходимость разработки модуля?
Объём незавершенного строительства продолжает расти. На конец 2022 года в стране насчитывается около 66 тысяч незавершенных объектов, находящихся в региональной собственности и получивших бюджетное финансирование. Среди них больницы, образовательные учреждения, дороги, объекты ЖКХ и прочее. Такие объекты не введены в эксплуатацию, а значит, государственные средства растрачены впустую.
На федеральном уровне ведётся системная работа по сокращению объемов и количества ОНС: реализуется поэтапный план, подготовлена методическая нормативная база.
Одним из направлений работ по снижению количества ОНС является определение общих требований к порядку учёта объектов. Минэкономразвития разработал методические рекомендации, устанавливающие критерии ведения реестров ОНС, например, они должны включать информацию о наименовании объекта ОНС, его типе и назначении, правообладателе и иные сведения.
Что представляет собой новый модуль?
Новый модуль Geometa позволяет уполномоченным органам вести реестры ОНС, фиксировать основные характеристики объекта и просматривать его расположение на одной из тематических карт.
Модуль разработан в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России и на основании регионального положения об организации учета ОНС.
Пользователю предоставляются возможности:
- Осуществлять ведение регионального реестра ОНС: включать объекты в реестр, вносить изменения и исключать из реестра. При формировании реестра учитываются характеристики объекта и его бюджетирование.
- Присваивать объектам уникальные реестровые номера.
- Проводить мониторинг объектов ОНС в регионе, то есть смотреть количество объектов, объём застройки, сумму вложенных средств из различных бюджетов и другие характеристики.
- Формировать сводные отчёты о фактических расходах на содержание ОНС в регионе. Например, «Свод объектов незавершенного строительства» и «План снижения объёмов и затрат по ОНС».
- Вести реестр на муниципальном уровне с возможностью формирования единого реестра на уровне региона на основании данных реестров МО.
Как модуль работает в Республике Коми?
На сегодняшний день для учёта ОНС модуль используют специалисты 20-ти муниципальных образований и представители органов исполнительной власти Республики.
Все данные о недостроях, которые необходимо включить в «Реестр учёта ОНС», пользователи вносят в систему. По каждому объекту заполняется «Карта ОНС», которая содержит все его характеристики, подтверждающие документы и иную информацию. Для включения объекта в «Реестр учёта ОНС» данные проходят проверку уполномоченным органом учёта ОНС. Таким органом в субъекте является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми.
Мы попросили ведущего эксперта службы по работе с ОНС Минстроя Республики Коми Любовь Кислякову поделиться впечатлениями о работе модуля и его результатами в регионе:
«После трудоёмкого процесса внесения первичной информации к 01.01.2023 в ГИСОГД был сформирован региональный реестр ОНС. Одним из важных результатов проведённой работы является наличие регионального реестра на одном информационном ресурсе, где аккумулированы сведения о всех капитальных затратах в строительство объектов на всех этапах жизненного цикла, как на стадии реализации, так и на стадии приостановленного строительства. Появилась возможность оперативного формирования печатных форм карточек ОНС, отслеживания изменений по объекту, определения даты и пользователя, производившего последнюю корректировку данных в карточке. Из реестра в ГИСОГД удобней извлекать необходимую информацию по конкретному объекту или группе объектов, определять количество объектов по значению одного из параметров, применять фильтр по произвольному фрагменту текста.
За год работы в реестр контрольного органа было внесено 698 объектов ОНС.
На сегодняшний день работа с реестром помогает осуществлять учет ОНС на уровне пользователей системы в ОИВ/МО и организовать работу по контролю процесса учёта уполномоченным органом с целью снижения количества ОНС в реестре.
Не так давно заработал алгоритм создания и актуализации реестра ОНС, что позволило сократить количество объектов в реестре ОНС Республики Коми: из регионального реестра было исключено 112 объектов.
В будущем планируем работы по автоматизации формирования планов по снижению количества ОНС, усовершенствованию и упрощению анализа данных из реестра».
Таким образом, использование нового модуля Geometa для учёта ОНС повышает эффективность расходования бюджетных средств при планировании строительства и реконструкции объектов, сокращает объёмы незавершённого строительства в регионе и повышает вовлечённость в инвестиционный процесс объектов незавершенного строительства.