Анализ изменений в приказе 433

Анализ изменений в Приказе № 433

Article content

В ближайшее время в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности грядут изменения. На прошлой неделе, 10 апреля, стало известно об отмене Приказа № 433/пр, ему на смену готовится новый нормативно-правовой акт. Минстрой России направил в регионы проект нового Приказа для ознакомления и возможных корректировок. Gems development также не мог остаться в стороне.

Итак, что ждёт отрасль с выходом нового документа и чем отличается проект от действующего Приказа № 433/пр?

Основное изменение в проекте Приказа — добавлено приложение с описанием состава данных единой Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ». В частности, в новом приложении отображён состав сведений, получаемых из государственных информационных систем: ТОР КНД, АИС «Реформа ЖКХ», ЕИС ЖС, ЕГРЗ, ГИИС «Электронный бюджет», ФГИС ЦС, ФФПД, ФГИС ТП, ФИАС, ЕПГУ, ЕГРН и, конечно же, ГИСОГД субъектов РФ.

Другие разделы не претерпели принципиальной корректировки, но хотелось бы отметить основные нововведения.

1. Добавлен новый раздел 19 «Комплексное развитие территории» (Приложение 2. Таблица 59).

В соответствии с Градостроительным кодексом сведения, документы, материалы направляются на размещение в ГИСОГД в течение 5 дней после их принятия, выдачи или утверждения. Большинство атрибутов, описанных для документа 19.01 «Решение о комплексном развитии территории», отсутствуют в данном документе, так как информация появляется на следующих стадиях реализации проекта.

Рекомендуем рассмотреть один из возможных вариантов:

  • исключить избыточные атрибуты;
  • расширить перечень классов документов, размещаемых в ГИСОГД в разделе 19 (например, Договор о комплексном развитии территории, Решение о проведении торгов, Соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей и др).

Информация о земельных участках и объектах капитального строительства, которые подпадают под решение о комплексном развитии территории в соответствии с проектом Приказа, представлена в текстовом виде, что не позволит использовать информацию для анализа территории и поддержки принятия решений на основе данных.
Считаем целесообразным вместе с документом размещать информацию об объектах, в том числе пространственных. Соответственно необходимо дополнить раздел описанием классов векторной модели.

2. Расширен объём информации для документов раздела 13 «Разрешение на строительство» и «Разрешение на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию» (Приложение 2. Таблица 44,48).

Теперь при размещении этих документов в ГИСОГД субъекта необходимо вносить всю информацию, содержащуюся в соответствующих разрешениях. Ранее обязательным для взаимодействия был минимальный набор сведений: дата и номер документа, кто утвердил, информация о земельном участке и объекте капитального строительства. Это нововведение обеспечит полноту информации в федеральной системе, так как с 1 сентября 2023 года в Стройкомплекс.РФ необходимо передавать информацию о разрешении на строительство и разрешении на ввод объекта в эксплуатацию до выдачи их заявителю.

Среди добавленных атрибутов присутствуют те, что были утверждены Приказом № 117/пр от 19.02.2015, который утратил силу с 01.09.2022. Правилами ведения ГИСОГД не предусмотрено обновление сведений о ранее размещённых документах, соответственно информация по устаревшей форме документов не будет заполнена. Добавление данных атрибутов считаем избыточным.

3. В состав атрибутов документов раздела 13 добавлена информация о проектной документации (Приложение 2. Таблица 44).

Ещё до вступления в силу Приказа № 433/пр, тогда еще в ИСОГД, размещалась проектная документация.
Приказ № 433/пр исключил этот документ из состава размещаемых в ГИСОГД.

В проекте приказа в составе атрибутов документов раздела 13 появилась информация о проектной документации в виде текста для заполнения:

  • наименование проектной документации;
  • номер проектной документации;
  • дата проектной документации;
  • разработчик проектной документации.

Если для информационного обмена необходима информация о проектной документации, то считаем необходимым установить требование по ее размещению в разделе 13.
Вероятно подразумевалось, что информация должна заполняться при размещении Разрешения на строительство, но она не является характеристикой данного документа. Предлагаем размещать Проектную документацию по аналогии с другими документами раздела 13 отдельным документом.
Аналогичная ситуации с Типовым архитектурным решением и изменениями в Проектную документацию.

4. В «Объект капитального строительства» добавлены атрибуты, которые заполняются в случае, если объект является социально значимым (Приложение 2. Таблица 48).

Часть этой информации изменяется во времени, например:

  • необходимость проведения ремонта;
  • отклонение от плана (в днях, %);
  • строительная готовность, % и др.

Заполнение этих данных при размещении сведений, документов, материалов нецелесообразно, так как, во-первых, указанная информация теряет свою актуальность со временем, во-вторых, изменение ранее размещённых сведений не предусмотрено правилами ведения ГИСОГД, в-третьих, в ГИСОГД не размещаются документы, содержащие данную информацию. Предлагаем исключить подобные атрибуты.

5. В разделе 7 «Планировка территории» добавлен новый класс документа «Проект планировки с проектом межевания территории» (Приложение 4. Таблица 55).

В Приказе № 433 в разделе 7 описаны два независимых документа: «Проект планировки» и «Проект межевания территорий», но достаточно часто разрабатывают проект межевания в составе проекта планировки. В регионах используются разные подходы при размещении такого документа:

  • разбивают его на две части и размещают по отдельности в ГИСОГД;
  • размещают единый документ «Проект планировки».

В первом случае увеличивается время на размещение документа, во втором не всегда понятно, что «Проект планировки» включает еще и проект межевания, и возникают сложности с внесением изменений в эти документы.

Проект Приказа позволит размещать как два отдельных документа, так и единый «Проект планировки с проектом межевания территории».
Еще при разработке Приказа № 433/пр Gems development предлагалось внести данный класс в раздел 7, так как данное изменение позволяет сократить трудозатраты и приведёт к единому подходу в размещении документов.

6. Добавлен новый класс для указания информации об организациях, разместивших, утвердивших, принявших документы. Ранее информация о них была представлена в виде текстового описания (Приложение 2. Таблица 2.2).

Сведения, необходимые для заполнения данного класса, отсутствуют в документах, размещаемых в ГИСОГД, и не имеют ценности для обеспечения органов исполнительной власти, органов местного управления и граждан достоверной информацией о территории и ее развитии. Например: Дата регистрации, Сайт, ИНН, КПП, ОГРН и другие.
Эту информацию возможно найти в открытом доступе, но это значительно увеличит трудозатраты и время на размещение сведений, документов, материалов в ГИСОГД.

7. В соответствии с изменениями в законодательстве в раздел 13 добавлен новый класс документов «Исполнительная документация» (Классификатор 2.А.).

Расширение сведений об объектах капитального строительства в ГИСОГД даст более полную информацию о застройке территории. Данное изменение вступает в силу с 01 сентября 2023 года. Для полного понимания правил ведения этих данных в ГИСОГД ждём от регулятора сведения о составе размещаемой документации.

8. Уточнён перечень документов, размещаемых в разделе 17 «Информационные модели объектов капитального строительства» (Классификатор 2.А.)

Если ранее информационная модель размещалась в ГИСОГД в основном как архив, содержащий большое количество нетипизированных документов, то теперь можно будет однозначно понимать, какие документы были выданы в отношении конкретного объекта недвижимости, проводить аналитику и отслеживать жизненный цикл объектов капитального строительства. С одной стороны, возрастёт нагрузка на органы, уполномоченные на ведение ГИСОГД в регионах, но с другой стороны, сейчас одним из направлений деятельности Минстроя РФ является построение цифровой вертикали. Настройка интеграции ГИСОГД с ИСУП позволит фактически в автоматическом режиме наполнять данный раздел.

9. Для документов раздела 12 «Резервирование земель и изъятие земельных участков», а также документов раздела 13 «Разрешение на использование земель или земельных участков» и «Решение об установлении публичного сервитута» теперь есть возможность указывать границы территории (Приложение 4. Таблица 43,44).

Регионы не могли разместить часть документов данного типа, так как они должны быть связаны с земельным участком. Но в соответствии с НПА документы могут выдаваться и на неразграниченную территорию, земельные участки на которой не выделены. Внесение изменений в Приказ позволит решить проблему и иметь в ГИСОГД информацию об ограничениях и использовании территории в полном объёме.

10. Расширено требование к ведению реестров ГИСОГД. Теперь внесение сведений, документов, материалов в реестры должно соответствовать техническим требованиям, установленным проектом приказа (Приложение 2, п.8, 19б, 28).

Данное изменение противоречит п.6 Приложения 2: «Техническими требованиями не устанавливаются ограничения на реализацию внутренней физической и логической модели базы данных информационной системы».
Для устранения данной нестыковки предлагаем изменить формулировку в п.8, 19б, 28 Приложения 2 следующим образом: «Состав сведений в записях реестра должен быть достаточен для обеспечения информационного взаимодействия».

11. Добавлены форматы сведений, предоставляемых из ГИСОГД:

  • сведения в виде справки из информационной системы;
  • копия документов и материалов;
  • копия материалов и результатов инженерных изысканий.

Указано, что подразумевается под справкой из ГИСОГД:
«Сведения в виде справки из информационной системы должны включать перечень данных, зарегистрированных в реестре тематических наборов данных информационной системы и относящихся к запрашиваемой территории или объекту капитального строительства, с указанием их класса, реквизитов и статуса действия. В отношении данных с действующим статусом в справке должны содержаться характеристики таких данных, в том числе с отображением фрагмента карты местности, на которую распространяют свое действие запрашиваемые данные, отражающей современное состояние, условия и ограничения использования запрашиваемой территории и информацию о планируемом развитии запрашиваемой территории». (Приложение 5).

В Приказе № 433/пр отсутствует понятие «Справка из информационной системы». В Постановлении Правительства № 279 описана стоимость запроса на предоставление сведений о земельном участке, объекте капитального строительства или территории, но отсутствуют данные о том, в каком виде предоставляются эти сведения. Данное нововведение позволит однозначно понимать, в каком виде могут предоставляться сведения из ГИСОГД и какую информацию должна содержать справка.

В проекте Приказа присутствуют несоответствия и опечатки, список которых направлен в НОТИМ и Минстрой России. Мы уверены, что все это будет исправлено в итоговой версии. В целом есть как неожиданные изменения, так и те, которых давно просили и ждали. Хочется отметить, что в проекте Приказа учтены почти все предложения, подготовленные по итогам Конференции #ГИСОГД2022.

Последние публикации

Gems обучает пользователей в Смоленске

Gems обучает пользователей в Смоленске

Базовый функционал платформы Geometa от Gems, её преимущества и сложности, возникающие у пользователей на старте использования, обсудили в рамках недельного курса обучения пользователей, проведённого в Смоленске 25-29 марта.

Gems на Сахалине: продвигаем инновации

Gems на Сахалине: продвигаем инновации

Команда Gems посетила профильный практический форум «Сценарии применения беспилотных авиационных систем (БАС) в градостроительной деятельности и развитие цифровых двойников», состоявшийся в начале апреля в г. Южно-Сахалинске.

Готовы вывести управление городом
на новый уровень?

При поддержке Geometa превращаем города в цифровые экосистемы, предоставляем умное управление городом, стимулируем цифровое развитие, обеспечиваем прозрачность, высокое качество жизни и экономический рост.